Основная цель анализа и оценки рынка- ответы на вопросы: где и сколько? Где находится аудитория проекта, сколько в ней клиентов и сколько денег может заработать проект. Когда понятен объем целевого рынка в деньгах и в количестве клиентов, можно разработать стратегию продвижения, оценить размер инвестиций для выхода на рынок и его захвата.
Рынок стартапа – это та сумма денег, которые потенциальные потребители готовы потратить на удовлетворения своих потребностей.
Для стартапа оценку рынка принято делить на четыре вида:
PAM (Potential Available Market) – потенциальный объём рынка.
Для примера возьмем интернет- сервис доставки продуктов в Москве. Для этого проекта PAM- московский рынок торговли FMGG. Все люди в Москве покупают еду и потенциально могут стать клиентами сервиса.
TAM (Total Addressable Market) — объем целевого рынка.
Это прогнозный рынок онлайн торговли продовольственными товарами в Москве. Целевые клиенты не только покупают продукты, но и пользуются интернетом. На этом этапе нужно оценить потенциальные расходы тех жителей Москвы, которые уже заказывают или скоро начнут заказывать еду в интернете.
SAM (Served/Serviceable Available Market)- доступный объем обслуживаемого рынка.
Текущий московский рынок онлайн торговли продовольственными товарами.
SOM (Serviceable & Obtainable Market) реально достижимый объем рынка.
Это те клиенты, которых планируется реально привлечь в проект. Мы понимаем, что на рынке уже работают конкуренты. Сервис планирует занять от 3 %до 5% SAM. Это и будет целью в бизнес- плане.
Зная объем SOM, можно формировать маркетинговую стратегию продвижения на рынок.
Провести оценку потенциального объма рынка для вашего стартапа и заказать маркетинговое исследование можно у нас, в АИК ЦИФРА.